Волинь у літературі: князь Долгоруков про Луцьк

  1. Новина відноситься до:

Павло Дмитрович Долгоруков – російський політичний діяч часів Першої світової війни, військовик, землевласник. Був одним із лідерів кадетської партії (контистуційно-демократичної парктії), яка боролася перетворення Росії в контистуційну і парламентську монархію з кабінетом міністрів, але була придушена більшовиками.

У 2007 році вийшла друком його книга «Великая разруха. Воспоминания основателя партии кадетов 1916—1926». Є в ній епізод про перебування автора в Луцьку.

***

Много приходилось ездить в товарных вагонах и по временной дековильке. Поезда были переполнены. К месторасположению частей ездил обыкновенно на автомобиле, иногда в экипаже, раз верхом. Перед Луцком, где я прожил три дня, выезжая оттуда на фронт, я получил в свое распоряжение маленький ветхий служебный вагон первого класса с двумя-тремя купе, в котором я и жил в Луцке. При переездах этот вагон прицеплялся к пассажирским и товарным поездам. В Луцке, в развалинах старого крепостного замка, мне пришлось выступить на вновь образованном комитете одной из армий, где я встретил московских знакомых.

Полковые и другие комитеты уже повсюду сформировались. Не буду говорить о них подробно: их печальная роль слишком общеизвестна.

Иногда председатели и члены комитетов искренне старались помочь командирам частей сохранить фронт. Но по большей части они увлекались властью и своей ролью и, создавая двойственность власти, только портили дело. Но очень часто в комитеты выбирались самые плохие офицеры, демагоги, ухаживавшие за солдатами, чем-нибудь недовольные и озлобленные против своего начальства, которые свое новое положение и власть ставили превыше всего и с самого начала стремились подорвать авторитет командования. Мне приходилось не раз сталкиваться с отвратительными типами честолюбцев, демагогов и авантюристов-офицеров, которых выплеснуло на гребень революционной волны. Наверное, большинство их служат большевикам и преуспевают у них. Армейский комитет в Луцке был сравнительно приличен и интеллигентен.

Таким образом, на фронте я мог наблюдать ту же двойственность, а потому и ослабление власти, что и в Петрограде, и выводы из моего доклада о поездке были печальные.

Підпишіться на «Хроніки Любарта» у Facebook та Вконтакті.

Коментарі