Завжди є категорія людей, які чимось дуже захоплюються, навіть фанатіють. У часи радянського дефіциту колекціонувати якісь речі, полювати за інформацією було і складно і цікаво. Додайте до цього атмосферу книжкових магазинів Луцька кінця вісімдесятих і кмітливість людей зовсім іншої категорії – які люблять і вміють розігрувати інших – і будете мати чудову історію від Олександра Манолова.
З історії луцьких цехів. Публікуємо мовою оригіналу.
***
Работал я на некотором заводе в КИПиА (контрольно-измерительных приборов и автоматики, - ХЛ) лаборатории. Конец 80-х. По четвергам в книжных магазинах было поступление товара. Иногда я в обеденный перерыв наведывался в книжный возле завода, иногда делал пробежку по большому кругу, если можно было опоздать. Вот и в тот четверг я прибежал в КИП с новой книжкой, уселся за свой стол и стал листать под сигаретку. Тут подошел главный инженер. Примерно моего возраста. Либерал и большой, просто фанатический любитель канареек – они засрали ему всю его двухкомнатную квартиру и даже на заводе из него высыпалась конопля или чем их там кормят. Ему в КИПе нравилось и он любил выкурить с нами послеобеденную сигарету и поболтать. Первый вопрос был ко мне.
- Викторович, что читаешь?
- Да так, просматриваю. Новая книжка.
- Что хорошего видел в магазине?
- Ну вот, эту купил… Так вроде больше не заметил интересного.
- Про птиц не видел ничего?
- Да нет, вроде… Я же не знаю – что у тебя есть, чего нет… (Мы с ним на «ты» ) Хотя …Была одна. Как же … а! «Гениталии Канарских островов» называется. Большая, толстая…
На этом, я рассчитывал, хохма и закончится – все посмеются, грубо пошутят и мы приступим к работе. Но как раз народ пошел по цехам, в комнате сидел только один парень, который не вслушивался и пропустил мою хохму. Но самая главная неожиданность, в которую я сначала не поверил, Виталий, птичник и главный инженер в возрасте под сорок НЕ ЗНАЛ – что такое гениталии! То – есть, он мог описать любую часть женского или мужского тела со всеми изгибами, лакунами и лагунами, но – языком простых тружеников. В этом языке гениталий не было. Я это понял, когда он очень серьезно стал расспрашивать меня про эту книгу.
- Ну – говорю я – книга. Большая. Почему–то не прямоугольная, а квадратная. На обложке – какие–то то ли пальмы, то ли баобабы…зеленые…и стая канареек … желтые такие. И - буквы наискось: «Гениталии Канарских островов».
- А что же ты не купил? Надо было купить – я бы тебе деньги сразу отдал!
- Я себе представляю – сколько она стоит – рублей десять. У меня таких и денег не было, говорю, а сам думаю: «Вот оно. Пора соскакивать. Заглотил крючок, придется разыгрывать дальше».
- Ну все. Покурили. Я, Виталий, пойду в компрессорный – буду снимать двигатель на перемотку. У нас резерва уже нет…
- Какой в жопу двигатель! Ты мне за книгу расскажи. Где ты ее видел?
- Ну я сегодня все магазины облазил. Эту, кажется, в «Знаннях». Так я пошел. Кстати, табличка «Не включать. Работают люди» такая покоцанная, что – некому табличек понарисовывать?
- В жопу табличку. Я тебе дам денег – сгоняй за книгой, не в службу, а в дружбу?
- Я уже в робе. Неохота переодеваться. Да потом купишь.
- Потом не будет! Ты не понимаешь – такие книги достать невозможно…Кстати, ты не знаешь – что это - гениталии?
Ну тут я сдержался, но с трудом. В комнату как раз зашли двое работников. Я понял, что про гениталии я буду рассказывать и им. На всякий случай незаметно показал сначала скрещенные пальцы, потом кулак, потом прикрыл рот рукой. Они уткнулись в приборы и приготовились слушать.
- Ну гениталии – это с латинского или греческого …предмет гордости. Ну, чем гордятся. У арабов гениталии – это нефть. Так и говорят: нефть – это гениталии Ближнего Востока. В Каспийском море плавают гениталии в виде осетров. Сибирские гениталии – это пушнина, мех. Никогда не слышал про мех на гениталиях? А канарейки – это предмет гордости, то есть – гениталии одноименных островов…
Труженики уткнули паяльники в канифоль и спрятали искаженные рожи в облаках сладкого дыма. Слегка подрагивая, но молча.
Виталий посидел немного, закурил, угостил всех со словами: «Большая работа начинается с хорошего перекура» и подвинул телефон. Сначала в 09 узнал номер магазина «Знання». Затем позвонил в магазин и вежливо попросил к телефону кого–нибудь из продавцов. После паузы так же вежливо спросил – нельзя ли ему отложить гениталии Канарских островов – он до половины седьмого их точно заберет… Ну книжку такую… Нет, девушка, вы не поняли…вот буквально в обед у вас видели эти гениталии…
"Знання" у 1980-х
-Положила трубку… Ну, Викторович, ты меня расстроил. Хрен теперь найдешь эту книгу. Наверняка уже, с*ки, под прилавок затырили – для своих. Так обидно…А ты точно в «Знаннях» видел?
-Ну точно я сказать не могу… Может в «Мистецтві»… Хотя … По оформлению и по качественным фотографиям…
-!!! мать!!! Там еще и фотографии были?
-Ну немного – три или четыре вкладки по пять – шесть листов глянцевых…
- Глянцевые фотографии? По шесть листов?!! Твою мать!!!
-Ну или по четыре листа …Виталий, я же в обед мотался, не хотел опаздывать, ну на бегу пролистывал…не считал. Но по качеству судя …возможно это была книга издательства «Корвина» - тогда это в «Иностранной книге». Ну все. Пошли по работам. Виталий, когда будем двигатель на перемотку сдавать? Может и в котельной снимем – сразу два отвезем, чтобы был резерв?
Виталий махнул рукой, крепко выматерился и вышел расстроенный.
На следующий день, в пятницу перед обедом он зашел к нам в КИП озабоченный и сказал, что только что он лично забежал в «Знання», сильно поругался с продавщицами, чуть не покрыл их матом и пригрозил, что он им обшарит все кладовки, но гениталии эти найдет.
-Такой скандал закатил, такой скандал, – повторял он задумчиво, – конечно, они ее спрятали. Даже вынесли из магазина. А что, забрали дефицит домой… Давай с тобой в обед мотнемся по книжным, я машину возьму?
-Не могу сегодня, – соврал я, – мне к зубному нужно скакнуть – как раз на обед договорился.
Я уже был не рад этой своей хохме. Хоть мы и были на «ты», но … начальство есть начальство. И главное неприятное – были свидетели этого розыгрыша, которые на «вы». Ситуация запутывалась.
Пятница закончилась без продолжения гениталий и я ушел домой. В субботу, в середине дня раздался телефонный звонок:
-Викторович, это я. Извини, что в субботу. Ты мне скажи… Ты эти гениталии точно видел? Лично сам?
Я сделал вид, что не расслышал «эти»: «Видел, говорю, лично».
-И в руках держал?
- Держал, отвечаю, (ну так совпало) – точно держал. Руками трогал.
-Ну я им, с*кам, сейчас устрою!!! – и положил трубку.
В воскресенье он снова позвонил:
-Викторович, ну ты и говнюк! – Я молчал в трубку. Подбирал слова и не мог ничего придумать. Виталий посопел и продолжил усталым голосом:
-Я такой кипиш закатил в «Мистецтві»! Девки грозились милицией. Я чего–то в тот момент как–то даже засомневался. Тогда и позвонил тебе. Ты же поклялся, что сам держал в руках…
- Виталий, я же женатый человек. Да, я не соврал. Действительно держал в руках. Что мне их – на стенку вешать?
- А потом пошел в «Иностранную книгу», потребовал приходные накладные. Девки принесли накладные и я все проверил – названия, даты - ну все. И не было такой книги. А когда уже собрался уходить, одна, постарше, мне все объяснила. Ну же ты и с*ка! Но самое главное, что я когда рассказал Вальке, жене, она так смеялась, что чуть не до инфаркта. Она, оказывается, знала про гениталии. И знала, что я бегаю ищу книгу про канареек. Название я ей не сказал – просто – ищу книгу и все…
Ну в итоге все закончилось хорошо – большой выпивкой. Но история расползлась по заводу и Виталий даже почувствовал себя на некоторое время героем и знаменитостью. Он не обиделся. Ему самому понравился этот розыгрыш и он его долго вспоминал, очень сочно объясняя про гениталии – для незнающих латынь.
Підпишіться на «Хроніки Любарта» у Facebook та Вконтакті.